Василий Молодяков

Российский и японский историк, политолог и коллекционер

Год составления анкеты: 2016

1. Ваша первая ассоциация с именем Николая Некрасова?

Поэма «Русские женщины», которую мне в детстве читала мама. Почему-то остро запомнилась строка «...Едва приехали в Тюмень».

2. Как относились Вы к Некрасову в детстве? Как относились Вы к Некрасову в юности? (Вопрос из некрасовской анкеты Корнея Чуковского 1919 года.)

Никогда не любил, хотя отдавал должное мастерству и остроумию.

3. Какие Ваши любимые произведения, строфы (строки) Некрасова? Чем Вам близка или не близка его поэзия?

Пожалуй, ничем не близка, хотя слезу порой выбивает совершенно искреннюю. Нет таких строф или строк, которые я постоянно повторял бы, но к случаю вспоминаются то «Современники» (особенно «Юбиляры и триумфаторы»), то «Еду ли ночью по улице темной...», то совершенно обэриутское «Я сижу на голове,/ Он женился на сове,/ Нынче всякая собака/ Ходит, как баран, без фрака...».

4. Как Вы оцениваете влияние Некрасова на последующую русскую литературу? Повлиял ли он на Вашу литературную работу?

Влияние Некрасова на последующую русскую поэзию в целом оцениваю как отрицательное: не обладавшие его талантом многочисленные эпигоны взяли у него пафос и тематику и обеднили, опошлили их донельзя, исходя из того, что на «гражданские темы» можно писать как угодно плохо. Вместе с тем его влияние дало такую удивительную и талантливую вещь, как «Пепел» Андрея Белого. На меня Некрасов никак не повлиял.

5. Был ли Некрасов «рыцарем на час», говоря его же словами, или истинным поэтом? По крайнем мере, как отвечает на это современность — в лице своих виднейших представителей? (Вопрос из анкеты «Отжил ли Некрасов?» газеты «Новости дня» 1902 года.)

В лучших вещах Некрасов, конечно, был истинным поэтом. Его восприятию сильно повредила посмертная «канонизация», когда каждая его строка стала считаться шедевром. От этого пострадали многие классики, причем Некрасов — едва ли не больше других.

6. Одно время Корней Чуковский считал болезненной склонность Некрасова к изображению «мрачных» явлений жизни. Баратынский величал скорбь — животворной. Как Вы относитесь к этим эпитетам? (Вопрос из анкеты Библиотеки имени Н.А. Некрасова 1986 года.)

Скорбь Некрасова прежде всего социальная, скорбь Баратынского — душевная, метафизическая. Принципиальная разница.

7. Для Вас Некрасов только поэт или еще и общественный деятель? Какого Вы мнения о народолюбии, которое он проповедовал?

Некрасов был гениальным дельцом, причем не только в сфере редакционно-издательской (как, скажем, Краевский), но и в сфере социальной, научив зарабатывать на «чернухе». Без изрядной доли цинизма таких успехов не добиться.

8. Отжила ли поэзия Некрасова для современного читателя или она по-прежнему способна воздействовать на его чувства, мысли и поступки?

Лирическая поэзия, думаю, по большей части «отжила» — как, впрочем, и поэзия его антагониста Фета. А социальная сатира неожиданно оказывается актуальной, как и многие произведения Щедрина.

9. Каков Ваш прогноз относительно бытования некрасовского наследия в ХХI веке?

Место в пантеоне «мертвых поэтов», тех классиков, которых «все знают, но никто не читает». Рядом с Фетом, Майковым, Меем, Полонским — но не над ними, как было в советской литературной иерархии. А Баратынский и Тютчев останутся вечно живыми.

10. Кому на Руси жить хорошо?

Кто бы мне самому сказал...