1. Ваша первая ассоциация с именем Николая Некрасова?
Журнал «Современник».
2. Как относились Вы к Некрасову в детстве и в юности? Как менялось Ваше отношение к Некрасову с возрастом?
Я не раз отвечал на этот вопрос, придется повториться. Я его не любил и не понимал, особенно «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос». Потом вдруг как-то эта корявая, на перекладных, с колдобинами поэзия открылась мне с другой стороны, как мощная лирика, в которой социальность — это не тема, а сгусток энергии. К любовной лирике «Последних песен» я как относился, так и отношусь с тяжелым недоумением, но все остальные пласты некрасовской поэзии отзываются во мне.
3. Какие стихи Некрасова — Ваши любимые? Чем Вам близка или не близка его поэзия?
Набор банальный. «Памяти Добролюбова», «Крестьянские дети», «Вчерашний день...», «Кому на Руси...» (и отдельно — внутри — «О двух великих грешниках»). О близости я написал в предыдущем ответе.
4. Как Вы оцениваете влияние Некрасова на последующую русскую литературу? Повлиял ли он на Вашу литературную работу?
Влияние грандиозное и не всегда очевидное, особенно у Пастернака в «Когда разгуляется» и «На ранних поездах». Демократизм и колеблющаяся революционность — одна из неотменимых сторон русской культуры. Мятущееся сострадание тоже. Про себя не скажу — не знаю.
5. «Современник» Некрасова был в центре русской литературной жизни в богатые литературой и яркие времена. Есть ли столь же бесспорные центры влияния в сегодняшней литературе? Кто мог бы (должен был бы) играть такую роль?
Такого центра нет, и я не знаю, плохо ли это. Сегодня это скорее «Докса», чем «Новый мир». Но «Докса» чисто поколенческая и совсем не литературная, а «Современник» был литературный и направленческий, он объединял поверх возрастов; почувствуйте разницу.
6. Преобладающая в лирике Некрасова мрачность отвращает Вас или привлекает?
А чему тут особо радоваться-то? Это если про политику и социальность. А за религиозным созерцанием и трепетанием перед «природы красотами» есть к кому помимо Некрасова обратиться.
7. Некрасов ставил перед собственным творчеством социальные задачи. Считаете ли Вы, что социальная миссия должна быть важна и сегодняшним поэтам?
Поэт никому ничего не должен.
8. Зачем нужен Некрасов сегодня? Будут ли его читать и помнить в этом веке?
Если будут читать вообще — будут и его. Но учитывая, что пафос Некрасова это самый настоящий русский BLM (где в роли черных — крестьяне) и своего рода культура отмены, с юродством, но без шутовства, то могли бы и новые левые его заново перечитать, не только мы, грешные и отстойные.
9. Кому на Руси жить хорошо?
Тому, кто не очень за нее переживает. И кому все равно, что с ней будет. Остальным как-то не очень, потому что любовь в данном случае неотделима от страдания.