Елена Фанайлова

Поэтесса, переводчик, журналист

Год составления анкеты: 2021

1. Ваша первая ассоциация с именем Николая Некрасова?

Мать, которая читает мне «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины». Мне пять лет, болею простудой, и, чтобы отвлечь меня от горчичников, она выбрала именно эти стихи.

2. Как относились Вы к Некрасову в детстве и в юности? Как менялось Ваше отношение к Некрасову с возрастом?

Как я могла относиться к маме, которая была преподавателем русской литературы? С огромной любовью. Вот так же и Некрасов, который пришел от нее: я не то что его полюбила, я намотала его на детскую память как образец идеального русского стиха. Школьный Некрасов был так себе, но моя преподаватель литературы не давила на идеологию, спасибо ей. Материнский Некрасов был гораздо ближе, произнесенный ее голосом. С возрастом начала его ценить еще больше.

3. Какие стихи Некрасова — Ваши любимые? Чем Вам близка или не близка его поэзия?

«Русские женщины» — великое произведение. «Вчерашний день, часу в шестом...» помню наизусть, хоть разбуди. Его поэзия близка мне сочувствием к простым людям, презрением к власти, к богатым и черствым. И конечно, как бы мы сказали сейчас, он был стихийным феминистом, понимал всю женскую русскую проблематику, артикулировал ее лучше Достоевского.

4. Как Вы оцениваете влияние Некрасова на последующую русскую литературу? Повлиял ли он на Вашу литературную работу?

В 16 лет я впервые прочла Ахматову и Гумилева в самиздате. Что-то мне показалось знакомым в манере их реалистического изложения, на первый взгляд модернистской и эстетской. Каково же было мое удивление, когда я нашла в их переписке упоминания о том, что оба они обращаются к его стихам методологически (сейчас не могу вспомнить источник). Безусловно, Некрасов влиял на всех поэтов от ХIХ до ХХI века, которые считали и считают себя частью современной им политической истории. Его влияние огромно. Без него не было бы Маяковского, не говорю о других поэтах постреволюционного периода. К его фигуре обращаются сейчас Андрей Родионов и Всеволод Емелин, не говорю о скрытых влияниях у других поэтов. Конечно, повлиял. Некрасов — это стиль Театра.doc, если можно так сказать. Я люблю этот стиль документа и часто его использую.

5. «Современник» Некрасова был в центре русской литературной жизни в богатые литературой и яркие времена. Есть ли столь же бесспорные центры влияния в сегодняшней литературе? Кто мог бы (должен был бы) играть такую роль?

С «Новым миром» времен Твардовского мало что может сравниться. Как и с «Культурой» Ежи Гедройца, с «Синтаксисом» Синявского и Розановой. Это были большие политические времена борьбы с тоталитаризмом, работу этих людей Некрасов точно бы оценил. Времена сетевой раздробленности диктуют другие правила. Мне кажется, что портал Colta хорошо справляется с ролью центра культурного влияния.

6. Преобладающая в лирике Некрасова мрачность отвращает Вас или привлекает?

Есть и помрачнее литераторы начала ХХ века, например, Сологуб, Леонид Андреев, Бунин в «Окаянных днях». Мрачнее Тютчева вообще трудно найти. Преобладающая в военном и послевоенном советском стихе не то что мрачность, а фиксация народной трагедии, снимает Ваш вопрос. См. «Реквием» Ахматовой. Обязанность честного литератора — отвечать на вызовы времени. Это не мрачность, а реальность. Я бы сравнивала русскую литературу с европейской: проблема «мрачности» у французов и поляков решается еще более радикальными методами письма.

7. Некрасов ставил перед собственным творчеством социальные задачи. Считаете ли Вы, что социальная миссия должна быть важна и сегодняшним поэтам?

Безусловно, так. Но это пишущие решают разными способами. Порой социальность так сильно работает в лирическом тексте, что читатель все понимает без прямых политических деклараций поэта. Это видно и по современной мировой поэзии. Предположу, что аналогом Некрасова был Уолт Уитмен.

8. Зачем нужен Некрасов сегодня? Будут ли его читать и помнить в этом веке?

Его читают и помнят. Он великий поэт. Его величие — в сострадании, сочувствии, описании боли самых слабых, кто до него не был в фокусе литературы. Он нашел способ выражения для их голосов. Хотя до него Пушкиным была поставлена проблема «маленького человека», потом развита Гоголем, Некрасов нашел язык прямого высказывания, как бы мы сейчас сказали, именно в поэзии. Есть еще поэты конца ХIХ века, которые развивали его ветку. Например, Апухтина я читаю через Некрасова.

9. Кому на Руси жить хорошо?

Николай Алексеевич четко ответил на этот вопрос. Тут нечего добавить.