1. Ваша первая ассоциация с именем Николая Некрасова?
Все первые ассоциации в детстве — знаменитый тезка-классик, про которого меня постоянно спрашивали, не предок ли он мой. В 90-е очень часто интересовались, в нулевые реже, в десятые перестали, будто Некрасов забылся. В последнее время меня спрашивают в официальных учреждениях: НИкрасова или НЕкрасова? Это удивляет.
2. Как относились Вы к Некрасову в детстве и в юности? Как менялось Ваше отношение к Некрасову с возрастом?
Сначала в детстве гордое чувство сопричастности от однофамильности, потом в подростковом возрасте раздражение от вопросов про родство. А так, ну классик и классик с бородой — портрет на стене в кабинете русского и литературы. На школьных уроках я узнала из его биографии, что он освободил своих крестьян, спал на лавках в ночлежках в Петербурге и много денег проигрывал в карты. Но, пожалуй, из текстов запомнилось самое страшное: свиньи съели младенца, женщину прилюдно секли на площади, другой женщине пришлось вступить в сексуальные отношения за деньги, чтобы похоронить своего умершего от болезни ребенка, и еще обессиленные дети-рабочие, которые попадали бы спать в высокую траву, а не играли бы в ней. Тексты Некрасова назвали, если бы он писал сейчас, чернухой, социалочкой, а его — повесточным автором. Во взрослом возрасте я осознаю важность Некрасова как автора, он один из первых стал работать с непосредственной реальностью большей части населения страны — крестьян и бедного городского населения. И писать о насилии, посреди которого они существуют. Важно, что его авторская оптика наименее колониальна, в отличие от классиков других. Еще, разумеется, важно, как Некрасов работает с женскими персонажами, они у него часто, опять же в отличие от большинства его современников, полнокровные героини, акторки, существующие не для развития истории героя-мужчины, а для развития истории собственной. Некрасов — один из немногих авторов общепринятого русского литературного канона, кто остался бы в феминистском литературном каноне.
3. Какие стихи Некрасова — Ваши любимые? Чем Вам близка или не близка его поэзия?
Я люблю его поэмы, в первую очередь «Кому на Руси…». Его тексты мне близки своей социальностью, фольклорностью, стремлением переосмыслить этот короб насилия, а через это всю страну, и перепоказать нам Родину. Может быть, так измерить ее. В этом смысле ничего не изменилось и сейчас. Кстати, интересно, что сейчас такую литературу делают в основном женщины.
4. Как Вы оцениваете влияние Некрасова на последующую русскую литературу? Повлиял ли он на Вашу литературную работу?
Некрасов один из основателей социальной поэзии и целого направления в литературе, в котором самые сложные социальные проблемы становятся основой литературного текста. Но важно, что у Некрасова не просто социалочка, а конкретные, живые герои и героини, которые оказались в своей личной социальной катастрофе, являющейся катастрофой общей. И истории этих героев и героинь звучат как практически документальные, но рассказываются с помощью мифопоэтического языка. Да, думаю, что Некрасов, конечно, повлиял и на меня лично. Я недавно написала роман «Кожа» о русской крепостной и об американской темнокожей рабыне. Моя подруга и коллежанка Алеся Атрощенко сказала, что вот ты, Женя, наконец совпала, срифмовалась со своим литературным однофамильцем:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
5. «Современник» Некрасова был в центре русской литературной жизни в богатые литературой и яркие времена. Есть ли столь же бесспорные центры влияния в сегодняшней литературе? Кто мог бы (должен был бы) играть такую роль?
Не вижу сейчас таких центров влияния среди журналов точно. Пожалуй, сейчас ими могут стать литературные школы и независимые издательства. Например, No Kidding press уже серьезно влияют своими очень авангардными (для нас) переводными книгами на русскоязычный литературный процесс.
6. Преобладающая в лирике Некрасова мрачность отвращает Вас или привлекает?
Мрачность есть следствие работы с русской реальностью, ну и спецификой авторской подачи. Нет, не отвращает.
7. Некрасов ставил перед собственным творчеством социальные задачи. Считаете ли Вы, что социальная миссия должна быть важна и сегодняшним поэтам?
Да, конечно. Социальная миссия это то, зачем вообще литература существует.
8. Зачем нужен Некрасов сегодня? Будут ли его читать и помнить в этом веке?
Читать, я думаю, будут, особенно учитывая новую популярность так называемых «левых идей» у нас. И еще Некрасовские тексты — отличный пример (из признанного классического канона) того, что нельзя ни авторам, ни читателям отворачиваться от происходящего в реальности, даже от самого сложного и страшного.
9. Кому на Руси жить хорошо?
Нам. Будет. Если сможем изменить реальность вокруг к «хорошо».