1. Ваша первая ассоциация с именем Николая Некрасова?
Поэт, редактор.
2. Как относились Вы к Некрасову в детстве? Как относились Вы к Некрасову в юности? (Вопрос из некрасовской анкеты Корнея Чуковского 1919 года.)
В раннем детстве имена поэтов редко становятся чем-то специфическим и отдельным. Как большинство детей, я знал стихи, а не поэтов. Поэтому его стихи в моем детстве, конечно, присутствовали, но в общем потоке (про Мороза-воеводу, про мужичка с ноготок, про генерала Топтыгина, деда Мазая, «коробушку»). И были просто стихами, о каком-то специальном отношении к которым не шло речи. Просто присутствовали в жизни, как привычные предметы, составляя часть ее фона.
В юности (в старших классах школы и в студенческие годы) я оказался захвачен общим, характерным для моего поколения и моего окружения отвращением ко всему советскому. Соответственно, все, что совок одобрял и возводил на пьедестал (за редким исключением), вызывало скуку и презрение. Этим неизбежно оказался затронут и Некрасов, к сожалению.
3. Какие Ваши любимые произведения, строфы (строки) Некрасова? Чем Вам близка или не близка его поэзия?
Любимые вещи: «Коробейники», «Похороны», «Еду ли ночью по улице темной…», «Несжатая полоса», «Зеленый шум», «Рыцарь на час», «О, Муза! Я у двери гроба…», «Сон». Близка неповторимым и больше не воспроизведенным никем соединением любви и жалости, сострадания к падшим и смирения.
4. Как Вы оцениваете влияние Некрасова на последующую русскую литературу? Повлиял ли он на Вашу литературную работу?
Влияние Некрасова на русскую литературу огромно и совершенно неизгладимо.
5. Был ли Некрасов «рыцарем на час», говоря его же словами, или истинным поэтом? По крайнем мере, как отвечает на это современность — в лице своих виднейших представителей? (Вопрос из анкеты «Отжил ли Некрасов?» газеты «Новости дня» 1902 года.)
В том, что Некрасов — истинный поэт, странно сомневаться. Ничуть не менее подлинный, чем Пушкин и Лермонтов. Это в конечном счете признали даже такие его недоброжелатели, как Фет или Дружинин.
6. Одно время Корней Чуковский считал болезненной склонность Некрасова к изображению «мрачных» явлений жизни. Баратынский величал скорбь — животворной. Как Вы относитесь к этим эпитетам? (Вопрос из анкеты Библиотеки имени Н.А. Некрасова 1986 года.)
Несомненно, что Некрасов — поэт скорее мрачный, тяжелый. Не думаю, что стоит называть это болезненной склонностью. Он не выискивал предметы для сострадания и скорби намеренно: в его время (как, впрочем, и сейчас) поэту вполне было, о чем скорбеть. И его скорбь такая же просветляющая (и в этом смысле животворная), как любая другая подлинно поэтическая эмоция.
7. Для Вас Некрасов только поэт или еще и общественный деятель? Какого Вы мнения о народолюбии, которое он проповедовал?
Некрасов поэт и журналист, крупный издатель. Только в этом смысле он общественный деятель. И редакторская издательская деятельность — неотъемлемая часть его образа для меня.
Народолюбие — то, без чего его поэзию нельзя представить, без чего его не было бы как литератора. Если бы не это пресловутое народолюбие, он не вышел бы ни из рядов эпигонов романтизма, ни из мелкожурнальной и театральной среды. Навсегда остался бы заурядным автором водевилей или забытого сборника «Мечты и звуки».
8. Отжила ли поэзия Некрасова для современного читателя или она по-прежнему способна воздействовать на его чувства, мысли и поступки?
Поэзия Некрасова — абсолютно живое явление. Она жива своей гениальной новаторской и оригинальной формой, продолжающей удивлять и восхищать всех любящих и понимающих поэзию. Но и то содержание, которое Некрасов выражал, комплекс идей, стоящих за его поэзией, вполне актуален и может и должен вызывать сочувствие мыслящих и чувствующих людей и сегодня.
9. Каков Ваш прогноз относительно бытования некрасовского наследия в ХХI веке?
Ничего особенно нового не произойдет с ним. Продолжится его бессмертие.
10. Кому на Руси жить хорошо?
По-прежнему, людям, подобным Грише Добросклонову. Тем, кто любит ее народ и готов разделить с ним его судьбу. Им хорошо жить только в России.