1. Ваша первая ассоциация с именем Николая Некрасова?
Первую ассоциацию с именем Николая Некрасова у меня, как, наверное, и у многих, вызывают песни на его стихи «Ой, полна, полна коробушка», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Меж высоких хлебов затерялося…».
2. Как относились Вы к Некрасову в детстве? Как относились Вы к Некрасову в юности? (Вопрос из некрасовской анкеты Корнея Чуковского 1919 года.)
К Некрасову я и в детстве, и в юности относилась с уважением, как и ко всем классикам русской литературы.
3. Какие Ваши любимые произведения, строфы (строки) Некрасова? Чем Вам близка или не близка его поэзия?
Мои любимые произведения Некрасова — это песни на его стихи, которые я уже упомянула, а также поэма «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», строфы и строки «Есть женщины в русских селеньях», «Красавица — миру на диво», «Коня на скаку остановит,/ В горящую избу войдет», «Поздняя осень. Грачи улетели», «Однажды в студеную зимнюю пору», «В столицах шум, шумят витии,/ Кипит словесная война», «Я последнюю песню пою/ Для тебя и тебе посвящаю», «Одним прошедшим я живу», панаевский цикл и многое другое, что стало пословицами, поговорками и крылатыми выражениями. Поэзия Некрасова близка мне прежде всего своим народным, ясным, скла́дным, органичным языком и гармоничным строением речи, народными интонациями, художественными образами, своей человечностью, любовью к Руси и «убогой», и «всесильной», и к ее простым людям, которым он сочувствовал в их трудной жизни, которыми восхищался и которых воспевал.
4. Как Вы оцениваете влияние Некрасова на последующую русскую литературу? Повлиял ли он на Вашу литературную работу?
Некрасов оказал большое влияние на всю последующую русскую литературу, особенно на поэтов-почвенников, на Есенина и поэтов есенинского круга, и на таких поэтов советского времени, как Виктор Боков, Евгений Евтушенко, Владимир Солоухин, Николай Старшинов, Владимир Костров и другие, и на артиста-писателя Валерия Золотухина, автора повестей, рассказов и дневников, — он сам говорил об этом на одном из Некрасовских праздников. На меня Некрасов тоже оказал свое влияние. У меня есть стихи, в которых оно ощущается. Например, «Рассказ моей матушки о бедном мужике и добрых людях» («Вот сидит мужик,/ Думу думает») или шуточные стихи «Карабиха».
5. Был ли Некрасов «рыцарем на час», говоря его же словами, или истинным поэтом? По крайнем мере, как отвечает на это современность — в лице своих виднейших представителей? (Вопрос из анкеты «Отжил ли Некрасов?» газеты «Новости дня» 1902 года.)
Ну какой же он «рыцарь на час», если его и сейчас, в XXI веке, проходят в школах, и если его ценят виднейшие представители нашей литературы и вообще культуры, и когда поются песни на его стихи, а многие строки Некрасова превратились в пословицы, поговорки и крылатые выражения.
6. Одно время Корней Чуковский считал болезненной склонность Некрасова к изображению «мрачных» явлений жизни. Баратынский величал скорбь — животворной. Как Вы относитесь к этим эпитетам? (Вопрос из анкеты Библиотеки имени Н.А. Некрасова 1986 года.)
Да, склонность Некрасова к постоянной скорби и к изображению «мрачных» явлений жизни можно считать болезненной. Везде у него на Руси «холодно и голодно» и жизнь непосильно тяжела и беспросветна, но в то же время его скорбь и животворна. Без этой скорби не было бы и самой поэзии Некрасова, для его поэзии она точно животворна. К тому же в скорби Некрасова есть и мечта о лучшей жизни, о лучшей доле, а значит и надежда на лучшее, подкрепленная светлыми картинами, которые тоже есть в его стихах, например, в изображении ярмарок и галереи образов добрых людей, в том числе русских женщин и крестьянских детей.
7. Для Вас Некрасов только поэт или еще и общественный деятель? Какого Вы мнения о народолюбии, которое он проповедовал?
Некрасов для меня прежде всего поэт. Но, конечно, и общественный деятель, редактор журнала «Современник», в котором он, как и Пушкин, печатал Федора Тютчева, а кроме него многих других собратьев по перу, Федора Достоевского... Я не могу быть плохого мнения о «народолюбии, которое проповедовал Некрасов», даже если сам Некрасов, этот «печальник народный», своими поступками не всегда соответствовал тому, что проповедовал.
8. Отжила ли поэзия Некрасова для современного читателя или она по-прежнему способна воздействовать на его чувства, мысли и поступки?
Нет, поэзия Некрасова для современного читателя не отжила, если она дошла до XX и XXI века. И, конечно, она и сейчас способна воздействовать на мысли, чувства и поступки своего читателя. В этом можно убедиться хотя бы на Некрасовских праздниках, которые каждый год проходят в Карабихе и Ярославле. Я бывала там с группой от журнала «Юность» и участвовала в этих праздниках. Видела, как зрители с поэтом Владимиром Костровым подпевали солисту оркестра Утесова Анатолию Шамардину песню «Что ты жадно глядишь на дорогу», и как местные артисты разыгрывали сценки из сочинений Некрасова, а Золотухин читал отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Это было незабываемо!
9. Каков Ваш прогноз относительно бытования некрасовского наследия в XXI веке?
Некрасовское наследие сохранилось и сохранится, поскольку есть читатели, которым нужна и дорога его поэзия, и есть в нашей стране пропагандисты, популяризаторы его поэзии, и есть музеи Некрасова. И поскольку в Москве есть библиотека имени Некрасова со своими «Некрасовскими пятницами», которые проводит поэт-культуролог Сергей Зенкевич.
10. Кому на Руси жить хорошо?
На Руси всем жить хорошо, даже кому и плохо. И всем плохо, даже кому и хорошо.