1. Ваша первая ассоциация с именем Николая Некрасова?
Портрет на зеленой тетрадке, пес Фингал и «Неурожайка тож».
2. Как относились Вы к Некрасову в детстве и в юности? Как менялось Ваше отношение к Некрасову с возрастом?
Некрасова в детстве было слишком много, везде: в школьных кабинетах, книжках, даже в неофициальном фольклоре. При этом представлен поэт был очень скудно: одним растиражированным портретом, дедом Мазаем и несколькими строками, надерганными из разных текстов школьной программы. Так что отношение было слегка утомленным и местами переходящим в раздражение: «Что значит «Ты уж не маленький, волосом рус»? Брюнетами только дети бывают, получается?»
С возрастом назойливая частотность соприкосновений иссякла, университетский курс истории литературы заставил утомление уступить место холодному уважению, но желания углублять и расширять знакомство так и не возникло.
3. Какие стихи Некрасова — Ваши любимые? Чем Вам близка или не близка его поэзия?
Я почти ничего не понимаю в поэзии и вообще стихи не люблю, но тексты Некрасова, которые мы учили наизусть в школе, более-менее помню до сих — ну и выпадают они из меня, соответственно, по поводу и без повода.
4. Как Вы оцениваете влияние Некрасова на последующую русскую литературу? Повлиял ли он на Вашу литературную работу?
Влияние было сильным и разносторонним: и как довольно могущественного редактора, и как популярного поэта, сделавшего ставку на опрощение — и победившего, и как литературного кумира авторитетных общественных деятелей, позднее пришедших к власти и сделавших из кумира абсолют.
5. «Современник» Некрасова был в центре русской литературной жизни в богатые литературой и яркие времена. Есть ли столь же бесспорные центры влияния в сегодняшней литературе? Кто мог бы (должен был бы) играть такую роль?
Столь же бесспорных нет. Очевидно, что литературе и культуре не хватает и влиятельности, и просто значимости. Центры нужны, в количествах, но кому такая роль под силу, судить не берусь.
6. Преобладающая в лирике Некрасова мрачность отвращает Вас или привлекает?
Не отвращает точно. Мы хорошо информированные оптимисты.
7. Некрасов ставил перед собственным творчеством социальные задачи. Считаете ли Вы, что социальная миссия должна быть важна и сегодняшним поэтам?
Миссия — нет, остальное — да. Язык — социальный феномен, он нужен только для общественных нужд. И любой человек, работающий со словом, исполняет социальную функцию.
8. Зачем нужен Некрасов сегодня? Будут ли его читать и помнить в этом веке?
Его стихи и его фигура интересны сами по себе и вполне созвучны нашей эпохе: состоятельный человек, гибкий предприниматель, жесткий редактор, поэт-экспериментатор хорошо вписался бы в наше время. В дальнейшем созвучность может ослабнуть, но история, особенно российская, бродит по спирали, так что никуда мы от Некрасова не денемся.
9. Кому на Руси жить хорошо?
Мы, нерусские ребята, в чужие дела не лезем, нам про Россию интересней.